levik (levik) wrote,
levik
levik

Про Синкансэн (сверх-скоростные поезда Японии)

Давно хотел написать про Синкансэны. По всему миру их как только называют - bullet train, супер-экспресс, высокоскоростные поезда, и так далее. А для японцев это Shinkansen - или, если по-русски - Синкансэн. Вообще то, это словосочетание, которое значит по-японски "новая магистраль", но оно давно уже стало полноправным существительным.



Синкансэн - это и линии, и система, и сами составы. О нем не думают как о "быстрой железной дороге", это пракрически отдельный вид транспорта. Отличить синкансэн от поезда очень просто. Стоит только посмотреть на его нос.

У поездов нос вот так выглядит:



Если это очень продвинутый поезд какой-то, то может быть вот так:



А теперь посмотрим на нос синкансэна:



По моему тут разница очевидна.

"Ты на поезде приехал?" - "Нет, ты что, на синкансэне!" У синкансэнов всё отдельное от поездов - они ходят по специальным скоростным путям, останавливаются на своих собственных платформах (которые длиннее обычных). Чтобы попасть на эти платформы надо иметь билет на синкансэн (их продают в отдельных кассах, и проверяют при проходе из другой части станции). Зона синкансэна на железнодорожных станциях - как international departures в аэропорту - вроде всё тоже самое, но как-то лучше.

Система синкансэнов служит главной транспортной артерией Японии. Различные линии соединяются в одну длинную супер-линию, которая связывает всю страну:



Тут на карте 2,000км железнодорожных путей, которые можно проехать за чуть меньше 11 часов (придётся два раза пересаживаться). То есть, средняя скорость передвижения по системе - 180км/ч, влючая остановки и пересадки.

Ещё есть несколько ответвлений, и во многих местах можно пересесть на традиционные поезда, которые увезут вас "поперёк", но в принципе, благодаря этой комбинации синкансэна, вся Япония как будто вытянута вдоль одной линии. По стране в прямом смысле можно разъезжать взад-вперёд.

Кататься на синкансэне недёшево - одна поездка от Токио до Киото может стоить больше ста долларов. Не знаю можно ли покупать эти билеты через интернет, или за кредитки, но мы видели огомное количество японцев, которые стояли в очередях в специальные кассы синкансэна, чтобы купить билеты за наличные.



На больших станциях есть отдельные кассы, где продают билеты только на сегодня - в них обычно очереди поменьше.

К счастью, туристам можно не париться с оплатой индивидуальных билетов, а купить железнодорожный абонемент JR Pass.



JR Pass продаётся только иностранцам, и только до приезда в Японию, так что надо похлопотать заранне. Его можно купить на одну, две или три недели - пока он действует, держатель может сколько угодно кататься на почти всех поездах компаний JR. Это включает в себя синкансэны, кроме самых быстрых - Нозоми. Цены на JR Pass фиксируются в иенах, поэтому он выгоднее когда иена слабеет. Сейчас, когда за доллар дают почти 120 иен, недельный абонемент стоит около $245, а двухнедельный - где-то $370. Думаю за последнюю поездку я наездил по Японии где-то на тысячу долларов на двухнедельном JR Pass-е, так что для меня он окупился с лихвой.

Правда ограничение на Нозоми в этот раз было как-то более ощутимо. В мои предыдущие поездки рейсы Нозоми были скорее исключением - большинство синкансэнов были более медленными Хикари, на которых разрешено ездить. А сейчас, такое впечатление что четыре из пяти поездов - запретные Нозоми. (Кстати и те и другие составы ходят с одинаковой скоростью - Хикари просто делают больше остановок.)



Вагоны полностью сидячие (ночью синкансэны не ходят), но очень удобные, с глубоко опускающимися спинками, столиками и даже розетками. Каждые пару вагонов есть туалеты и даже курилки (раньше были "курящие" вагоны, но сейчас их почти не осталось). Прокатиться в таком составе два с половиной часа не напряжно, а так как приезжаешь как правило уже в город (пусть и не всегда в самый центр), то для переездов до четырёх-пяти часов они во многом выигрывают у самолётов. По составам ходят девушки с тележками, продают напитки и еду.

* * *

Несколько интересных фактоидов про синкансэны:

Сидения можно развернуть. Обычно все кресла будут смотреть вперёд по направлению движения. Но если группа из четырёх или шести человек берёт места в двух соседних рядах, то передний из них можно развернуть лицом назад. Для этого под каждым рядом из двух или трёх кресел есть педалька - жми, и разворачивай.

* * *

Первая и главная ветка синкансэна, Токайдо, соединяет Токио с Осакой за два с половиной часа. Она открылась в 1964 году, и в прошлом году отпраздновала пол века. (Кстати Токайдо - одна из главных дорог древней Японии, о которых я уже как-то писал.) Токайдо синкансэн - самая загруженная железнодарожная магистраль в мире, перевозит почти 400,000 пассажиров в день.

Выезжая из Токио на Токайдо синкансэне, стоит зарезервировать места у окна справа. Тогда, в ясный денёк, можно увидеть вот такой пейзаж:



* * *

Большинство синкансэнов едут со скоростью 300км/ч. Хотя на северной части Тохоку синкансэна, поезда разгоняются и до 320км/ч.

* * *

Несмотря на эти бешеные скорости, за пятьдесят лет ни один человек не погиб в результате катастрофы синкансэна. Были редкие случаи, когда составы сходили с рельсов, но пострадавшие отделывались лёгкими ранениями. (Эта статистика не принимает в счёт людей, попавших под колёса поезда, случайно, или в результате самоубийства.)

* * *

Длинна состава на Токайдо синкансэне - около 400 метров. Когда поезда Нозоми проезжают станции не останавливаясь, они делают это где-то за пять секунд. Я хотел снять один такой состав на видео с платформы, но у меня ничего не вышло - тупо не успевал достать камеру. (Вот тут человек явно быстрее меня реагирует)

* * *

Двери и окна синкансэна закрываются герметично, чтоб при въезде в многочисленные туннели, пассажирам не бил по ушам перепад в давлении воздуха.

* * *

Синкансэны полностью электрические. В каждом вагоне стоят свои электромоторы, из за этого составы могут разгоняться и тормозить быстрее, чем если бы был один локомотив. Такое преимущество достаточно важно, и позволяет синкансэнам делать более частые остановки чем другие скоростные ж/д системы, не теряя при этом много времени.

* * *

Есть один верный способ угадать, придёт ли синкансэн в центр города, или ближе к окраине: посмотрите название станции. Если оно начинается с "Shin" - то вам придётся дольше добираться до центра. По японски "shin" значит "новый". Так что Kyoto Station и Tokyo Station - практически в центре, а вот Shin-Osaka на отшибе.

* * *

Только что началось строительство новой линии, Тюо синкансэна, которая, как и Токайдо соединит Токио с Осакой. Только вместо того чтоб идти вдоль побережья (Токайдо значит "восточная морская дорога"), Тюо пойдёт напрямую, через горы. 85% пути будет проходить в туннелях. Сами же составы будут работать на технологии магнитной левитации, и развивать скорости свыше 500км/ч, что позволит проделать дорогу между городами за 67 минут (сегодня она занимает два с половиной часа).

Начало сервиса на Тюо синкансэн ожидается в 2027 году, правда тогда ветка будет открыта только до Нагойи. Полностью же она откроется лишь к 2040 году.

* * *

Вообще, если вам интересно про синкансэны, почитайте пост Варламова на эту тему - он много интересных фактов и истории нарыл, и фотки у него получше.

Tags: travel, trivia, жд, япония
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments