levik (levik) wrote,
levik
levik

Некрасивый Бухарест с красивой историей

Столица Румынии оказалась намного больше чем я ожидал. Бухарест - шумный и грязный город, в котором из под слоёв некрасивых коммунистических застроек и пост-коммунистической рекламы можно проглядеть кусочки красивой истории. Восемьдесят лет французского архитектурного влияния оставили здесь след, который не удалось ещё до конца стереть, но в этом направлении проделано много работы.



Как же это произошло?..

До второй половины XIX века Румыния находилась под подданством Османской Империи. Хоть страна и не входила в состав империи формально, её правители платили дань султанам в Стамбуле.

Под конец этой эпохи расцвёл Румынский национализм. Государство ранее состояло из трёх отдельных княжеств: Трансильвания, Валлахия и Молдавия. Чтоб объединить его, нужна была сильная национальная идея. Таковая нашлась в римском наследии местных народов. Само имя страны - Romania - основано на латинском названии Рима. В центре Бухареста стоит памятник волчице, которая по легенде вскормила братьев, основавших древний город.



Частью такой самоидентификации стал официальный переход в 1862 году румынской письменности с кириллицы на латинский алфавит. Русско-турецкая война 1878-79, та же самая, что освободила Болгарию, положила конец влинянию турок на Балканах, и Румыния стала независимой.

Румынский народ, освобождённый от османского влияния устремился на запад. Культурной столицей запада в то время был Париж. Многие румынские мыслители и архитекторы учились во Франции, и теперь привезли новые знания и вкусы домой. Бухарест начал застраиваться роскошными зданиями в французском стиле. Его улицы начали походить на парижские бульвары. Город стали называть маленьким, или восточным Парижем.



Многие из этих красивых старых зданий стоят в Бухаресте по сей день. Некоторые из них в прекрасном состоянии.



Многие красиво подсвечиваются ночью.



Причём сохранились не только грандиозные дворцы, существует много красивых жилых зданий.



Есть те, что переживают сегодня не лучшие дни. Вот два дворца-близнеца на одной из главных площадей города. В том, что слева - штаб квартира Социал-Демократов, партии власти. Здание довольно обшарпано, на фасаде висят кондиционеры, создаётся общее впечателние запущенности и упадка. Справа - Румынский Коммерческий Банк. Эти хозяева явно заботятся о своём здании больше, чем их соседи-политики. И хотя можно было бы не ставить на крышу большую неоновую надпись, в общем эта постройка выглядит, как будто за ней ухаживает добросовестный хозяин.



К сожалению, в сегодняшнем Бухаресте больше старых зданий по состоянию похожи на левое, чем на правое.

* * *

В 1930 годы, как и большинство Европы, Румыния испытывала подъём национализма с разными фашистскими примесями. Это не могло не повлиять на архитектурный стиль. Здание железнодорожного управления (1937) было первым в стране, построенное из нового чудо-материала, железо-бетона. Кто кроме фашистов мог себе такое отгрохать?.. Красота закончилась.



Кстати кондиционирования тогда никто не предусмотрел, в те времена все летом тупо потели в своих кабинетах. А сегодня фасад этого здания выглядит вот так:



Вот ещё один пример брутальной архитектуры 1930х годов:



* * *

После Второй Мировой Войны Румыния попала в сферу влияния СССР, и здесь в результате "народного волеизлеяния" быстренько привели к власти коммунистов. Румыния стала социалистической. С середины 1960х страной управлял Николае Чаушеску. Как-то раз он побывал в Северной Корее, где ему понравились преобразования, которые устроил в стране Ким Ир Сен. Вернувшись в Румынию, Чаушеску учредил серию градо-преобразительных реформ, которые он назвал "систематизацией". Цель этой политки была удвоить городское население страны за 15 лет. В рамках системиатизации целые деревни расселялись как неэффективые, сносились старые кварталы маленьких городов, и заменялись стандартными для Восточной Европы панельками.



Вскоре эти реформы пришли и в столицу. Чаушеску задумал полностью изменить облик центральной части города, превратив его в грандиозный монумент своему правительству. Для этого по его приказу сравняли с землёй восемь квадратных километров территории. Под бульдозер попали кварталы старого города, стадион, множество церквей. В народе даже появилось слово "Чаушима" - производное от "Чаушеску" и "Хиросима" - горожене намекали, что масштаб уничтожения сопоставим с последствиями ядерного взрыва.

Церквям досталось особенно. Отношение к религии и её символам в Социалистической Румынии было очень натянутым. На официальном уровне Праволавная Церковь продолжала существовать, но Чаушеску не хотел видеть церквей в своём новом красивом центре Бухареста. Несколько цервкей всё же удалось спасти. Инженер по имени Евген Иордаческу попросил разрешения у главы государства не сносить их, а передвинуть "в глубь" кварталов, закрыв от глаз высокими домами. Целые здания церквей перевозили с помощью рельсов. Вот одна из спасённых таким образом церквей.



На освобождённой территории коммунисты построили высокие жилые комплексы. Квартиры в них предназначались для аппатата правительства, и заслуженных коммунистов. Посередине всего этого проложили широченный бульвар, установили фонтан, к которому нельзя подойти, построили бассейны, пустующие во время моего визита.



Говорят, что этот бульвар был вдохновлён Елисейскими Полями в Париже, но Чаушеску решил сделать его чуть чуть длиннее. Сегодня на протяжении этого бульвара бьют фонтанчики, ночью их подсвечивают в цвета национального флага Румынии (синий, жёлтый и красный).



Бульвар упирается в здание Дворца Парламента. Его Чаушеску задумал как президентский дворец, свою резиденцию. Это крупнейшее гражданское здание в мире, оно так же считается самым тяжёлым (в нём содержится более миллиона кубометров мрамора!)



Впрочем Чаушеску не удалось здесь пожить. В конце 1989 года в Румынии произошла революция, в результате которой бывшие соратники быстро арестовали, судили и казнили диктатора. На момент падения коммунизма здание было почти готово, но потребовалось ещё несколько лет, чтоб закончить его. Сегодня в нём заседает румынский парламент, занимая впрочем лишь 1/3 существующей площади.

* * *

После революции в страну пришёл капитализм. При капитализме, каждый хозяин бизнеса пытается заработать, как только может. Лучшие способы заработать - казино, обменники, секс шопы. Ими наполнены центральные улицы Бухареста. Их вывески уродуют и без того не шибко красивые фасады зданий.



Именно такой я представляю себе Москву 90х годов, хотя сам её не застал. Ночью в центре города загораются вывески стриптиз-клубов. Они тут буквально на каждом шагу.



Ну и конечно, значительную долю в уродование города вносит реклама. Реклама в Бухаресте повсюду. Огромные растяжки на весь квартал закрывают окна нескольким этажам сразу.



Реклама - единственное цветное в Бухаресте, она хоть как-то разбавляет общую серость обветшавших домов.



Кроме растяжек встречаются электронные билборды. Они фигачат ярким светом всю ночь прямо в окна соседей через дорогу. Этим беднягам наверное никакие жалюзи не помогают.



А вот Джон Сноу рекламирует на берегу реки одеколон. Этот билборд напомнил мне Японию, где западные звёзды снимаются в рекламе для быстрой подработки - всё равно дома никто не увидит.



Есть в городе и ходячая реклама, как ей не быть...



* * *

Лирическое отступление. Я за поездку несколько раз чуть было не назвал Бухарест "Будапештом". Может даже проскользнуло разок. Ну а что, эти названия очень похожи!

Оказывается я не один такой. Например, когда Майкл Джексон приехал сюда с концертом, он закричал в толпу "Привет Будапешт!" Все были так довольны, что он вообще приехал в Румынию (дело было в 1990,) что простили ему эту бестактню оговорку. Но последовали другие. Металлика, Ленни Кравиц и даже Мадонна ровно так же перепутали столицы Румынии и Венгрии.

Был даже случай, когда 400 футбольных фанатов прилетели в Будапешт по ошибке, в надежде посетить матч, который на самом деле проходил в Бухаресте.

В Бухаресте наконец решили, что надо с этим бороться. Они создали разъяснительный сайт и даже выпустили несколько видеороликов на эту тему.



Так как об этом сайте я узнал уже после посещения города, можно считать что кампания сработала не очень...

Кстати по моему эту ошибку никто не совершает в обратном направлении.

* * *

На карте Бухареста можно найти метку "старый город". Здесь узкие улицы, мощёные брусчаткой, куча кафе, баров и клубов.



В общем то, кроме баров и клубов тут особо ничего и нет, причём эти заведения в основном нацелены на приезжих. Сюда надо приходить вечером, именно в это время здесь большая движуха.



Бары придумывают себе разыне стратегии, чтоб зазывать клиентов. Некоторые называют себя "Борделло"...



...у других в окнах танцуют полу-голые девушки. Можно стоять на улице и глазеть, но рано или поздно захочется и зайти.



Бары абслоютно разные бывают, но по вечерам выходных, все они забиты. Некоторые более на молодёжь настроены.



Другие, на людей чуть повзрослее. Гуляния тут набирают обороты поздно, в три часа ночи повсюду огромные толпы не собирающиеся расходиться.



В Румынии и Болгарии есть традиция - купить пачку салфеток и подбросить её в воздух. Это как деньги выбрасывать, показывает состоятельность человека, так как салфетки в клубах стоят немалых денег. В результате уже к полуночи многие бары забросаны салфетками.



Бары в старом городе все пафосные и дорогие. Говорят в Бухаресте есть и нормальные клубы, для местных, но до них я не добрался.

* * *

Румынская столица - один из тех городов, чья центральная улица нечто между бульваром и шоссе. Машины по бульвару Николае Балческу едут по четыре полосы в каждую сторону.



При этом перейти его зачастую можно лишь по подземному переходу. (Наземные переходы попадаются, но крайне редко.) Вот так приветливо выглядит спуск в переход.



Сами же переходы слабо подсвечены (посмотрите, как проводка для ламп здорово торчит!), в них тусуются музыканты-попрошайки и лёгкий запах мочи.



Некоторые переходы содединяются со станциями Метро. Как и в Софии, в Бухаресте есть все виды общественного транспорта, только они... Ну они просто некрасивые. Например станции метро скорее похожи на бомбоубежища какие-то.



Единственное преимущество бухарестского метро над софийским, это то, что вагоны в поездах соединены гармошкой. Можно через весь состав гулять!



Кроме некрасивого метро есть ещё и некрасивый автобус.



Даже трамвай в Бухаресте некрасивый! Невзрачный весь, замызганный... Кто бы мог подумать, что такое возможно?!



Самый симпатичный вид общественного транспорта в городе - это троллейбусы. Они хоть разноцветные. Правда тоже неимоверно грязные.



* * *

Официальное искусство в Бухаресте тоже какое-то мрачное.



Вот например памятник, который кто-то задумал как символ нации. Император Траян (он завоевал Румынию, присоединив её к Римской Империи) держит Римскую Волчицу, у которой так же из головы растёт туловище змеи. Тут какая-та очень абсурдная символика.



А вот скульптурная композиция перед Национальным Театром. Что это? Трёхмерный импрессионизм?



Кстати вот и сам театр - его только два года назад полностью перестроили, однако он очень похож на что-то построенное при коммунизме...



* * *

От общей серости город спасает стрит арт. Его не очень много, и он часто теряется среди рекламы.



Но когда он есть, это как глоток свежего воздуха посреди всей этой тусклой бетонной некрасивости.



Впрочем особым талантом здешние художники не отличаются. Это вам не Бушвик.



* * *

Ещё несколько фотографий редких симпатичностей:







Если вы бывали в Бухаресте, поделитесь впечатлениями. Я слышал летом тут веселее.

А мой путь лежал через замок Пелеш в Трансильванию...

Tags: travel, бухарест, отчёт, румыния
Subscribe

Posts from This Journal “отчёт” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 21 comments