levik (levik) wrote,
levik
levik

Канал, который спас Киото

Так что же это за рельсы такие из вчерашней загадки? Что по ним ездило? С первого взгляда могло показаться, что на фотографии одна узкоколейка. На самом деле, приглядевшись, легко заметить, что это два очень широких пути рядом друг с другом.



Если коротко, то эти рельсы - часть канала, соединяющего Озеро Бива с центральным Киото, и по нему "плавали" баржи. (Первый правильный ответ от aka_mik.) Подробнее под катом...

Во второй половине XIX века японская монархия была восстановлена, и двор императора переехал из Киото в Токио. Это было сильным ударом по экономике бывшей столицы. Тысячу лет город жил тем, что был местом, где находился император. Здесь ничего не производили, но сюда привозились лучшие товары и изделья со всей страны. И вдруг этот двигатель экономики взял и переехал!

Губернатор Киото вынужден был придумать что-то, чтоб восстановить городу если не его прежний статус, то хотя бы его достаток. И с оригинальностью свойственной политикам, он решил возродить идею, которой на тот момент было уже несколько веков: проложить канал от огромного озера Бива до центра Киото.



Об этом мечтали ещё при власти сёгунов Токугава. Озеро Бива - крупнейший в Японии резервуар пресной воды, с которой в Киото как раз были постоянные перебои. Да и находится оно в каких-то паре десятков километров от города - казалось бы, копай и бери воду! Но, как мы помним, Киото окружён горами. Любой маршрут канала должен был бы пролечь через них, что на протяжении долгих лет делало затею нецелесообразной.

Но на этот раз, губернатор нашёл молодого инженера по имени Танабе Сакуро, который только что закончил Императорский Университет.

Тема его диссертации: "Постройка канала от Озера Бива до центра Киото". В этой работе, которая включала в себя множество детальных чертежей, Танабе предлогал прорыть под горами несколько туннелей, обложенных кирпичом для прочности.

Молодой инженер был полон амбиций. В ходе своего образования он поколечил правую руку. Для продолжения работы ему пришлось научиться писать и чертить левой. Вскоре он возглавил проект постройки канала. На тот момент ему ещё не было двадцати пяти!



Работа началась в 1885, и продолжалась пять лет. В Японии не было традиции использования кирпича в строительстве, и Танабе пришлочь налаживать производство кирпичей прямо на месте.



Из-за нехватки образованных инженеров, он вынужден был преподавать вечерние классы своим рабочим, пользуясь учебником собственного написания.



Перепад между озером и рекой Камо в центре Киото около 36 метров. На большинстве протяжения нового канала его наклон был очень плавным, но в непосредственной близости к городу Танабе запланировал плотину и пороги, в результате которых вода стремительно падала вниз. В этом месте он изначально хотел поставить традиционное водяное колесо - оно могло бы вращать что-то наподобии мельницы.



Но находясь 1888 США для обмена опытом, Танабе увидел гидроэлектростанцию в городе Аспен, штат Колорадо. Он загорелся мыслью, что его плотина прекрасно подходила для новой технологии. Так в в результате этого проекта открылась первая ГЭС в Японии. Киото получил не только пресную воду, но и электричество. Улицы города зажглись яркими фонарями, а в 1895 году здесь пошёл первый в стране электрический трамвай! Да, электротранспорт в Японии появился именно благодаря этому каналу!

Но кроме воды и электричества, власти хотели развить в Киото торговлю. В то время ни железных дорог, ни грузовиков в стране не было, и грузы доставлялись людьми или лошадиными повозками по старым феодальным дорогам. Новый канал позволял пускать небольшие баржи, которые плыли бы с севера страны, через озеро, прямо в центр Киото. Но что делать с 36-метровой плотиной?



Именно для преодоления баржами этого перепада, на склоне в районе Кеаге были построенны рельсы. Две плоских железнодорожных телеги работали впаре на одном тросе. Они служили противовесом друг для друга, по принципу фуникулёра. Баржи с товарами загружались на них наверху склона и спускались вниз с помощью этих рельсов. Оттуда они продолжали свой путь к центру Киото, а то и дальше на юг.



Канал решил для Киото массу проблем, и снова сделал его важным экономическом центром Японии. А эта транспортная система проработала больше чем пол века, до конца 1940х годов, когда развивающая сеть железных дорог заменила баржевый транспорт. Сегодня на этом месте находится музей. Необычные рельсы сохранили для посещения туристами.



Тут даже можно увидеть реплики старых рельсовых телег, и барж, которые "сплавлялись" по этому склону.



Одна из них нагружена традиционными бочками с саке, завёрнутыми в плетённую солому.



Весной в этом месте очень красиво цветёт сакура. Хотя тут в любое время года красиво, Киото вообще всегда хорош.



А вода из Озера Бива до сих пор течёт в реку Камо, где находится самая лучшая в мире набережная.

Tags: trivia, жд, история, киото, япония
Subscribe

Posts from This Journal “история” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 20 comments