levik (levik) wrote,
levik
levik

Улицы Сан Франциско

Неблагодарное это занятие, писать про Сан Франциско в то же время, когда varlamov.ru шлёт оттуда по три поста в день, но я всё же попытаюсь. Ведь материал остался, а завтра утром я уезжаю в следующую поездку. Тем более, что большинство из того, что я тут сейчас напишу Илья пропустил, бегая по высокотехнологическим офисам...



Итак, улицы Сан-Франциско...

* * *

Самое интересное и прекрасное открытие, которое я для себя в этой поездке сделал - это парклеты. Parklet - игра слов, и "маленький парк" и "парковка" одновременно. Выглядят они примерно вот так:



Это только с виду уличное кафе. На самом деле, это - общественный парк, занимающий одно или несколько парковочных мест. В данном случае, он действительно расположен напротив кафешки, и посетители могут посидеть тут с чашечкой кофе. Но так же этим местом могут воспользоваться и простые прохожие.

За счёт пары-тройки парковочных мест, район получает отменную пешеходную инфраструктуру, и точки притяжения. В городе, где большинство троуаров весьма узкие, это прекрасный обмен.



Идея парклетов зародилась здесь в Сан Франциско, в 2005 году. Тогда компания Rebar решила сделать небольшой флэшмоб - устроить коммунизм маленький парк в отдельно взятой парковке. "Автовладельцы платят городу копейки, чтоб арендовать землю в виде парковочных мест", подумали они. "Почему же нельзя делать то же самое без машины?.."

И в ноябре 2005 года они так и сделали. Они разбили на отмеченном месте газончик, поставили дерево в горшке, и каждые пару часов подкармливали пакромат мелочью. Прохожим очень понравилась такая идея, и вскоре акции стали проводить по всему городу (и в других городах!) каждый год - это мероприятие называется "PARK(ing) Day" - его устраивают в третью пятницу сентября.

Вскоре городские власти заметили успех этих маленьких парков, и в 2010 году решили внедрить их на более постоянной основе - программу назвали "Pavement to Parks" ("мостовую - в парк"). Выбрали пробные объекты, и на них поставили более-менее постоянные мини-парки.



Как правило все парклеты имеют несколько общих характеристик:

  • Они поднимают уровень проезжей части до уровня тротуара.
  • Они отгораживают проезжую часть от части которая смотрит на тротуар, это помогает защитить людей, гуляющих в таких парках от машин.
  • Парклеты являются полу-постоянными инсталяциями, но если надо (например, снег пошёл), их довольно легко будет убрать или сдвинуть.
  • Они открыты для всех посетителей.




За пять лет программы, по всему Сан Франциско расплодилось очень много таких вот парклетов:



В других городах они тоже стали появляться, но Сан Франциско - безусловный лидер в этой сфере.

Дети любят играть на парклетах, ведь они сравнительно новые, необычные и часто напоминают детские площадки..


Это кусочек очень длинного парклета в центре. Его спонсирует Audi

* * *

В Сан Франциско своеобразная архитектура. Посморите на эти домики:



Мало того, что они все одинаковые (только покрас у каждого авторский). Они прекрасно демонстрируют любовь к выпуклостям. Гостинная обязательно должна выпирать, чтоб из её окон можно было смотреть в разные стороны.

А ещё тут очень любят всякие остроконечные башенки и крыши. Посмотрите, когда эти дома подростут, они станут страшными средневековыми замками. А пока - они маленькие и симпатичные.



* * *

Неоднократно говорил, что в Сан Франциско целых три типа трамваев. Есть историческая F-line, есть ещё более историческая канатная система... А есть вот такие просто трамваи Muni. Они достаточно симпатичны, но особо ничем не примечательны...



Хотя нет! Они примечательны тем, что в некоторых местах ходят внутри туннелей.

* * *

А ещё в Сан Франциско открылся общественный велопрокат. Ему уже почти два года (работает с августа 2013 года).



Последний раз, когда я был тут, его ещё не было.

* * *

В Сан Франциско одна из крупнейших и активнейших общин сексуальных меньшинств в США. Особенно это чувствуется в районе Castro - тут по всюду вывешивают радужные флаги.


Флагов мало, надо было ещё про член пошутить...

На фасадах стрит-арт, празднующий легализацию однополых браков. И никто это и не думает замазывать или портить.



В тротуары Кастро вмонтированы плиты в стиле голливудских звёзд. Только тут автографов нету, и тематика особая - на плитах деятели, сделавшие вклад в борьбу за права секс-меньшинств.



Ещё, на главном перекрёстке Кастро, пешеходный переход окрашен в цвета радуги.



* * *

Здесь вообще любят украшать и помечать свои улицы. Вот например, посмотрите - окрашеные полосы Маркет Стрит: красная - для такси и общественного транспорта (именно тут ходит F-line); зелёная - для велосипедистов.



В тротуарах, на углах перекрёстков, штампуют названия улиц. Чтоб не надо было голову от телефона отрывать, пока гуляешь по незнакомым местам. Стрельнул глазами чуток в сторону, и знаешь название улицы.



Знак Стоп тут тоже дублируют на земле - прямо посреди проезжей части.



* * *

Помимо городских властей, местные художники тоже любят позабавиться. За частую на тротуаре под ногами находятся вот такие шедеверы...



Или такие - тут техника на высоком уровне.



* * *

Хотя ладно с ним с полом. Тут на стенах тоже полно искусства. Замечательный стрит арт.



Вот например работа Miss Van. Одна из расписаных ей стенок выставляется этим летом у нас на Кони Айленде (правда в мой пост не попала).



Художества тут не только на стенах - бывает и на машинах можно увидеть.



* * *

Но на стенах всё равно больше и разнообразней. Есть например целая аллея - инкубатор для стрит арта. Называется Clarion Alley в районе Misson. Там на входе симпатицный мишка в кедах нарисован:



Интересно, что когда я на эту аллею впервые набрёл в 2009 году, он там тоже был, но немного другой. Вроде как это - местный талисман.



В аллее этой очень интересные работы попадаются, хотя много и посредственных вещей.



Может быть именно здесь оттачивает своё мастерство следующий Бэнкси...



А вот стену подготовили под работу - скоро тут что-то новое появится, а пока просят не гадить.



* * *

Сан Франциско - невероятно холмистый город. На заглавной фотке к этому посту один такой холм. Но он отнюдь не уникален. Есть много мест, где тротуары сделаны в форме лестниц, а машины должны при парковке выворачивать колёса, чтоб не дай бог не уехать.



* * *

Знаменитое пересечение Хейт и Ашбури. В 1960-е года тут был эпицентр культуры хиппи. Сегодня в этом районе множество дорогих second-hand и прочих магазинов. Иногда даже старые хиппи встречаются.



* * *

Неподалёку предлагают медицинскую марихуану (она в Калифорнии легальна). Заходите - доктор вас сразу примет, и всё что надо выпишет, а мы вам тут же это продадим!



Интересно, они принимают страховки?..

* * *

Напоследок - вот место на Embarcadero, где постоянны выставляются статусные проекты с Burning Man. Когда-то давно, тут стояла ретро-футуристическая ракета, от которой в 2009 году все ждали что она вот-вот взлетит (этого не произошло). Сейчас на этом месте инсталляция "Soma" группы Flaming Lotus Girls. Говорят она интерактивная, но сколько я кнопочки не нажимал, ничего не произошло. Может она после заката работает?



Tags: art, travel, заметки, калифорния, сан франциско
Subscribe

Posts from This Journal “заметки” Tag

  • Сигнахи - город возлюбленных

    В Грузии я посетил Сигнахи, милый городок который находится в полутора часах езды на восток от Тбилиси. С Сигнахи связана легенда известной песни…

  • Про религию в Армении

    Прилетел в Армению. Конечно, два дня здесь очень мало, и опять всё приходится делать в режиме "галопом по Европам". Послушавшись ваших многочисленных…

  • Что мне больше всего понравилось в Иркутске

    В Иркутске я провёл всего полдня. Здесь завершилась моя поездка на Байкал. Разумеется, это недостаточно долго, чтобы полностью понять город, но могу…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments