levik (levik) wrote,
levik
levik

Самый необычный музей Нью Йорка

Все, кто со мной знаком знают о моей неприязни к музеям. Вернее, в внутренностям музеев - я как правило предпочитаю смотреть на них снаружи. И всё же время от времени я делаю исключения. Сегодня расскажу вам как раз об одном из них: необычном музее, в котором я побывал на прошлых выходных.



Речь идёт о Музее Общественного Транспорта Нью Йорка (New York Transit Museum).

1. Не секрет, что общественный транспорт - это кровеносная система современного города. В Нью Йорке самая крупная в мире система метро (по количеству станций), есть ещё сеть автобусов. Раньше были трамваи, но их всех выпилили. Что здорово, так это что город помнит свою историю, и у нас есть музей именно этой её части. И это не последний писк моды - музей общественного транспорта открыли 41 год назад, в 1976 году! Уже на подходе к нему на стенах зданий можно увидеть стрит-арт на подобающую тему.



2. А вот и вход в музей! Да, самая замечательная его особенность в том, что он находится на заброшенной станции метро! Очень легко пройти мимо, даже не заметив, что здесь располагается музей, внешне вход мало отличается от среднестатистического входа в нью-йоркскую подземку.



3. Станция Court Street открылась в 1936 году. Это была конечная на линии Фултон Стрит, которая сегодня интегрирована в маршруты A и C. Проработав десять лет, линию продлили, пустив в обход этой остановки, которая на 30 лет осталась не у дел. За это время станцию использовали во время съёмок нескольких фильмов. Но в 1970х город решил использовать её, чтобы поделиться со своими жителями и туристами богатой историей общественного транспорта.



Как и все станции нашего метро, музей разбит на два уровня. Спустившись на один уровень с улицы посетитель попадает на мезонин - здесь обычно стоят кассы и турникеты, а в музее находится выставка исторических фотографий и экспонатов.

4. Как и можно ожидать, метро здесь играет главную роль. Начинается всё конечно с истории его строительства. В экспозицию входит большое количество чёрно-белых фотографий этого процесса.



5. Есть и физические экспонаты - различные инструменты используемые рабочими во время строительства.



6. Вот например защитная каска человека, который работал в туннелях под городом.



7. Большая часть работы выполнялась вручную. Когда рылись туннели, всю породу вывозили на таких тележках тачках. В музее можно попробовать, сколько весит даже небольшое количество камней (разумеется во время строительства, тележки наполнялись "с горкой").



8. Рабочие строят временные леса для укрепления свода туннеля.



9. Вот сколько зарабатывали метростройцы сто лет назад: самыми высокооплачиваемыми были водители - они получали $4.50 за день работы. Дальше шли машинисты компрессорных установок ($4.00 в день), и плотники ($3.50). Кузнецам платили $2.75, просторабочим - $1.50, а мальчишкам, которые подносили воду - 75 центов в день.



При этом по меркам 1915 это были отличные ставки. Например, плотник за свою дневную зарплату мог купить 70 кружек пива (или сосисок)!

10. Тогда, в самом начале XX века, строители метро заботились об эстетике станций. Некоторые украшали красивыми арочными сводами, покрытыми дорогой плиткой. Это не пещеры Стокгольмского метро конечно, но всё же красиво. Уже позже было решено, что метро в НЙ будет чисто утилитарной штукой.



11. А вот строительство надземной линии, под которой идут существовавшие ещё тогда в городе трамваи. Их выпилили в середине XX века, сегодня у нас не осталось ни одной линии. Правда два года назад появилось предложение вернуть Нью Йорку трамвай к 2025 году, но пока неясно, чем это закончится.



12. Здесь хорошо видны первые надземные линии пригородных железных дорог, которые впоследствии превратились в метро. Сначала составы тащили обыкновенные паровозы. Было время, такие существовали по всему Манхэттену. Но городские власти решили спрятать их под землю, для чего пришлось отказаться от паровозов, и перейти к электропоездам.



13. В музее есть макеты этой первой надземной системы.



14. Можно посмотреть и на модели вагонов, которые в ней использовались. Такой открытый дизайн конечно тоже не пригоден для использования в подземной системе.



15. Вообще тут огромное количество макетов абсолютно разных версий вагонов. Не удивлюсь, если это абсолютно полная коллекция. Может быть отсюда берут свои игрушечные составы организаторы ежегодного праздничного шоу поездов, о котором я рассказывал вам в конце прошлого года?



16. Некоторые макеты выполнены в человеческий рост. Это конечно не полномасштабная копия, но круто, что можно походить вокруг неё, разглядывая все детали.



17. Будка кассира. Сзади к окошку приставлены ступеньки, чтоб даже самые молодые посетители музея могли почувствовать себя авторитетом на станции.



18. Больше всего на выставочном уровне мне понравились турникеты. С самого открытия системы, когда проезд стоил пять центов, их вертушки были деревянными. Они приятно отполированы десятками тысяч рук, все острые углы давно сгладились. Проворачивать такую, зная, что так же делали нью-йоркцы 1930х - одно удовольствие.



19. Здесь представлены турникеты разных годов и моделей.



20. В какое-то время их начали делать в полный рост - город переживал не лучшие времена.



21. Вот как выглядят современные турникеты - матовая нержавеющая сталь, 45-градусные углы, и никакой души. Хотя, возможно, через сто лет какие-нибудь блогеры будущего будут восхищаться их спартанской простотой.



22. В конце XIX - начале XX века чтоб проехать на городской железной дороге надо было покупать бумажный билет. Но потом в конце 1920х систему решили упростить, поставив эти турникеты, принимающие 5-центовые монеты (в простонародье называемые "nickel"). Двадцать лет эта цена не менялась, зато потом сразу подскочила в два раза - на смену никеля пришёл "дайм" - 10 центов. Потом в 1953 году цена поднялась до 15 центов. Таких монет в Америке нет, и систему перевели на жетоны. На них было выбито "NYC", причём вскоре на "Y" начали выбивать дырку. Таким образом жетон было легче отличить в кармане от другой мелочи на ощупь.



Приехав в Нью Йорк в 1992 я застал предпоследние (по $1.25) и последние ($1.50) жетоны. Затем их заменили на магнитные карты, которые работают намного хуже бесконтактных.

23. В музее висит целая доска фальшивок, которые за годы люди использовали, чтоб перехитрить турникеты метро.



24. Возможно это вас удивит, но до 2016 года в большинстве подземных станций нью-йоркского метро не было мобильной связи. Когда на поверхности уже давно забыли о том, как выглядят телефоны-автоматы, под землёй они оставались единственным способом связи с внешним миром. И да, они были вот такими бронированными, чтоб защититься от нью-йоркских реалий.



25. В музее сохранили даже различные таблички всевозможных эпох. Когда вы в последний раз видели указатель, запрещающий плеваться?



26. Мне конечно метро было наиболее интересным, но в музее есть немало экспонатов связанных с другими видами транспорта. Например вот старый городской светофор, где на красный вместо "Стоп" было написано "Wait" ("Подождите").



27. Макет старого бруклинского трамвая.



28. А вот "морда" прекрасного атобуса середины XX века. Здесь можно забраться в его кабину, и ощутить себя водителем!



29. Такими были автобусы когда я приехал в Америку - ездил на них в школу много лет. С тех пор выпустили несколько новых моделей, но такие всё ещё нередко попадаются на улицах Бруклина. А ведь через несколько лет наверное станут таким же антиквариатом как и тот с предыдущей фотографии.



30. Последнее, что я сделал на выставочном уровне - это сфотографировался в роли машиниста метро.



31. А теперь, давайте спустимся ещё на уровень вниз, на платформу! Здесь всё выглядит как в настоящей современной станции, пожалуй только стиль таблички устарелый, но это легко пропустить.



32. Зато сразу бросаются в глаза составы, которые стоят здесь на путях! Это поезда из различных винтажных вагонов, используемых в нью-йоркском метро на протяжении последнего века!



33. Здесь представлены все эпохи!



34. А самое главное - в каждый из вагонов можно зайти, посмотреть на него изнутри.



35. В некоторых очень странная (по современным меркам) конфигурация кресел. Наверное такое рассчитано на группу друзей.



36. А вот кресло-одиночка для интровертов. И посмотрите на прекрасные круглые окошки на дверях!



37. Ещё немного интерьеров. Реклама под потолком вся соответствует периоду эксплуатации этих вагонов.



38. Перед каждым из них стоит табличка, рассказывая о его истории.



Впрочем, смотреть эти вагоны в подземной станции здорово, но ещё интересней - прокатиться на них. Пару раз в год, Музей Общественного Транспорта устраивает специальные смотрины этих красавцев - все они находятся в отличной форме, так что их пригоняют на открытые станции, где желающим можно проехаться на них всего лишь заплатив за обыкновенный проезд в метро! Прошлым летом я рассказывал об одном таком мероприятии - там как раз много фотографий этих старых поездов в действии.

* * *

Вот такой отличный музей. Вход стоит $10 для взрослых, и $5 для детей и пенсионеров. Кстати, моя ознакомительная прогулка по не очень туристическому Нью Йорку начинается всего в паре кварталов отсюда, возле другой станции метро именуемой Court Street.

Жаль, я только сейчас побывал тут, это был бы отличный аргумент в прошлогоднем баттле городов с Варламовым - насколько я знаю, в Москве тоже есть музей метро, но он не такой крутой. Зато там водятся отличные исторические троллейбусы.

Tags: trivia, история, метро, нй
Subscribe

Posts from This Journal “метро” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →